Модифицированные бараньи черепа были найдены в погребальном комплексе Египта
Намеренно измененные черепа баранов, судя по преднамеренным деформациям, были обнаружены в древнем погребальном комплексе в Иераконполисе, Верхний Египет, датируемом примерно 3700 г. до н. э. В общей сложности было обнаружено 6 крупных баранов с рогами, не ориентированными в естественном направлении, т. е. латерально. В некоторых случаях рога были обнаружены полностью удаленными, практика, которая продолжается в большинстве частей мира даже сегодня, практика, которая теперь прослеживается еще со времен Древнего Египта.
Информация о находках, полученных под руководством бельгийского исследователя Вима Ван Нира, была опубликована в журнале The Journal of Archaeological Science.
«Их рога были направлены вверх, а в одном случае рога были удалены», — сообщил Ван Нир из Королевского бельгийского института естественных наук. «Рога были намеренно изменены так, чтобы они росли вверх, и в трех случаях это привело к образованию вертикальных параллельных рогов... Овцы из Иераконполиса представляют собой древнейшее свидетельство модификации рогов у домашнего скота и первую демонстрацию этой практики, примененной к овцам», — отмечают исследователи в своем исследовании.
Эта практика была распространена в Древнем Египте в первую очередь из-за природы общества, которое было аграрным, и овцы использовались в течение всего периода фараонов, вплоть до додинастического периода. Кроме того, одомашненный скот поддерживал пищевые потребности населения, поставляя мясо, костный мозг, молочные продукты и жир (шерсть не была так широко востребована из-за жаркого, засушливого климата). Большинство оценок предполагают, что овцы были частью египетской жизни примерно с 5000 г. до н. э. после того, как были завезены с Ближнего Востока или региона Леванта.
Модификация рогов была средством осуществления большего контроля, защищая хозяина от смертельного травмирования, как преднамеренного, так и иного. Чтобы сделать это, древние египтяне ломали кость и связывали рога вместе у основания, чтобы создать направление движения параллельно и вверх.
Древнейшее из известных художественных изображений крупного рогатого скота с деформированными рогами обнаружено в элитной гробнице, датируемой Древним царством примерно с 2686 г. до н. э. по 2160 г. до н. э., сообщает The Independent . Что касается изображений овец или баранов, то здесь есть несколько примечательных — например, ранний храм в Абидосе изображает «барана, вылепленного в виде глиняной аппликации, прикрепленной к высокой керамической подставке для кувшина», и «двух овец с длинными спиральными рогами, нарисованных на керамическом ритуальном сосуде».
Начиная со времен Первой династии (3500 г. до н. э.) частота изображений возросла из-за включения барана или овцы в систему письма в виде иероглифа! В то же время овца нашла свое место в религиозной системе как воплощение различных богов-баранов.
Ко времени Древнего царства, примерно Четвертой династии (2600 г. до н. э.) и далее, часто рекламируемого как «золотой век», сельскохозяйственные сцены нашли свой путь на стены гробниц, со «стадами овец, топчущих посеянные семена». Кстати, на этих изображениях рог был вариантом типа штопора. Аммонские овцы появляются ко времени середины 12-й династии (Среднее царство, 1991 г. до н. э.) — у аммонов были загнутые назад полумесяцеобразные рога, и, возможно, они были породой с жирным хвостом.
«Начиная со Среднего царства, иконографические свидетельства документируют присутствие типа аммон, но самые ранние физические свидетельства получены в ходе раскопок в Телль-эль-Даба, где большинство фаунистических останков датируются Вторым переходным периодом. Из 25 особей, 2 были типа со штопорообразными рогами, 16 были самцами аммон, 4 были самками аммон; также было 3 безрогие самки», — пишут исследователи.
Фактически, вплоть до позднего Нового царства (примерно с 900 г. до н. э.) овцы со спиральными рогами изображались среди скота . До позднего Нового царства их заменили на аммонов, хотя точный момент перехода неясен.
В исследовании обсуждается распространенность этих изображений с точки зрения экономической жизнеспособности и важности овец — очевидно, что то, что больше не было интегрировано в социально-экономическую систему, вряд ли будет почитаться таким же образом.
Обсудим?
Смотрите также: